Л.В.Плотникова,

искусствовед.

Статья опубликована в журнале

"Справочник руководителя учреждения культуры"

 

В поисках художественного пространства.

Опыт Творческой мастерской

художника Татьяны Бураковой.

Екатеринбургская мастерская производит занавесы и одежду сцены для театров и концертно-зрелищных залов. Практика последних лет работы мастерской показывает, что сцены не только Дворцов культуры, но и театров становятся многофункциональными. Они используются для проведения культурных мероприятий самого различного уровня – спектакля, концерта, корпоративного собрания, конференции, шоу, фестиваля. Широкий спектр назначения предполагает и специфику оснащения таких сцен – универсальность.

Проблема универсальности сегодня решается в основном техническими средствами: приобретением свето-звукового оборудования, с помощью которого моделируется типовое сценическое пространство. Приёмы световой организации у всех примерно одинаковые, поэтому сцены становятся во многом стереотипными, теряя свою индивидуальность.

Однако если проблему многофункциональности решать художественными методами, можно добиваться исключительных результатов – по-настоящему зрелищных, своеобразных, запоминающихся. Поиск индивидуальных решений облика современного концертного зала – это основное направление деятельности Творческой мастерской художника Татьяны Бураковой. С помощью художественного решения занавесов, сценических задников, драпировок зрительного зала облик сцены может быть органично встроен в промышленно-культурную или городскую, в этнокультурную среду принадлежности концертного зала.

Многофункциональность или универсальность не означает отказ от индивидуальности. Поэтому одним из приоритетных направлений поиска является выражение имиджа объединения – владельца зала. Формальные решения такой задачи на уровне логотипа на арлекине порождают только формальное отношение зрителей к своему концертному залу. Создание положительного имиджевого образа требует объёмной, многоуровневой содержательности. Такая задача под силу художественным методам, с помощью которых создаются занавесы в Творческой мастерской.

Занавесы – самый важный декоративный элемент зрительного зала. Располагаясь в напряженной пограничной плоскости между двумя пространствами, между сценой и залом, он становится ключом стилистического решения всего концертного зала. Его композиция может быть решена как символический пейзаж, городской или ландшафтный. Она может быть наполнена этнокультурными образами. За основу может быть взята театральная или историческая символика, промышленная или социальная деятельность, природно-географический бренд или архитектурный стиль. Примерами подобных решений являются занавесы Татьяны Бураковой во Дворце нефтехимиков г. Салават Башкортостана, в Доме национальных культур

г. Тазовский, в ДК Авиастроителей Комсомольска-на-Амуре, в ТЮЗе г. Заречный Пензенской области, Президентский зал в ДК НТМК, в Театре эстрады Екатеринбурга, в театре «Глобус» Новосибирска и другие.… Эти работы стали выражением оригинального и неповторимого облика конкретных залов со своей спецификой, со своим направлением деятельности, со своей национально-культурной встроенностью.

Поиски Творческой мастерской ведутся и в области разработки новых конструкций поплановой одежды сцены. Татьяна Буракова создает трансформирующиеся задники с применением сложной драпировки и тонированной росписи, части которых можно менять местами, размещать на разных планах, изменяя тем самым облик сцены. Такие задники есть в ДК «Распадский» г. Междуреченска Кемеровской области, в Госпитале ветеранов войн и в ДК «Олимп» Екатеринбурга, в Пермском театре кукол.

Мастерская применяет поплановую кулисную организацию сценического пространства, давно и хорошо известную в театре. Но и здесь ведутся конструктивные поиски. Так, при помощи кулис масштабный конференц-зал можно превратить в камерную сцену, а театральный черный кабинет в праздничную концертную площадку. Кулисная система качеством фактуры, колоритом, послойностью активно организует живую, неоднородную пространственную массу, моделирует разные её формы, чего с помощью света можно добиться далеко не всегда.

Поиск новаторских разработок ведется и в области материалов. Применяя невидимые флуоресцентные красители, Татьяна Буракова создает занавесы с двумя композициями, меняющими одна другую при перемене света. Одним из лучших занавесов, исполненных в этой технике, является портальный занавес во Дворце металлургов ОАО «Северсталь» г. Череповца. Здесь перемена двух композиций представлена как оживший символический пейзаж, превращающийся в праздничный фейерверк. Художественная организация сценического пространства как метод работы Творческой мастерской полноценно решает проблему универсальности концертного зала.

Директорам театров и центров культуры:

Творческая мастерская

художника Татьяны Бураковой

производит:

Применяются техники исполнения: роспись, аппликация, драпировка, отделка фурнитурой.